Рубрики
Календарь
Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июнь    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  
Опросы

Как вы оцениваете наш сайт?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

Н. РАМАЗАНОВ. АБАЙ КУНАНБАЕВ (1845—1904) БИОГРАФИЯ

Происходивший из рода Тобыкты, поэт Абай (Ибра­гим) Кунанбаев родился в горах Чингиз (Семипалат. уезда). В нем ярко олицетворяется переломная пора в духовной жизни киргизского народа. Он впитал в себя аромат киргизских степей. Певец привольного кочевья, он был ходячий сборник устной народной словесности; но он видел, что разлагаются уже устои народного быта, и образно выразил щемящую тоску в словах: «Ахыны (народные певцы) золотое слово песни превратили в мед». Он ясно отдавал себе отчет в судьбе народа, по­тому что рано был захвачен русским влиянием.

Первый из киргизов испытал он на себе силу русской школы, а знакомство с политическими ссыльными в 80-х годах расширило его умственный горизонт, – он горячо полюбил русскую литературу[1]. Он перевел «Евгения Онегина» Пушкина, и письмо Татьяны, переложенное на музыку, давно уже раздается в степях. Обличительный дух был ближе ему; он переводил басни Крылова, а в одном из своих стихотворений, ополчаясь против долж­ностных переводчиков-киргизов, бессовестно обирающих народ, он говорит: «Видно, они никогда и не слыхали ни о Л. Толстом, ни о Салтыкове».

Еще в молодых годах Абай Кунанбаев, отличавший­ся необыкновенным умом и красотой, становится во гла­ве своих сородичей Тобоктинцев. Никто лучше не знал старинных судебных обычаев, никто не умел, как он, решать легко трудные судебные вопросы, часто возни­кающие между киргизами. Сородичи избрали его воло­стным управителем; но, когда он в борьбе с невежеством народа начал беспощадно наказывать пороки, – против него образовалась партия. Разочаровавшись в народе, он добровольно отказался от должности.

В одном стихотворении он так говорит:

«Несчастной судьбой мне предопределено быть му­чеником невежественного народа. Дома я изнываю в оди­ночестве. Теперь я знаю, как подчиняются судьбе! Я удо­стоен звания «Человек», а мой народ хочет стереть это достоинство. Ложь и сплетня, – вот девиз моего народа. Я разочарован. Не ходи на их сборища, сиди дома, пока они не обратятся к тебе. О, Боже! Могу ли я сносить это и одиноко сидеть дома»[2].

В своих стихотворениях он изображает отрицатель­ные стороны жизни киргизского народа, задевает само­любие соплеменников, чтобы,таким образом, искоренить в них дурные привычки.

Стихотворения Кунанбаева путем устной передачи или переписывания распространяются среди киргизов, живших за пределами его волости. Только не произво­дят они никакого впечатления на его сородичей, Тобоктинцев. Абай горько жалуется:

«О, Великий Боже, молю Тебя, укажи мне прямой путь! Когда враги хватают меня за горло, я не вижу ни единой сочувствующей души. О, бедные мои слова, ко­торыми, восхищаются Аргын, Найман и Средняя Орда! Вы не имеете никакой цены в глазах невежественной толпы Тобоктинцев…»

В последние годы Кунанбаев охотно входил в обще­ние с молодежью. Собрав вокруг себя слушателей, он вел с ними беседы на темы: как жить, какие были на свете великие ученые, чему учили и т. д. Обо всем говорил он с жаром и увлечением. Советы его не оставались без влияния на молодое поколение. Он называл время, про­веденное с молодежью в беседах, лучшими моментами сроей жизни.

Как же распространялись в степи стихотворения Ку­нанбаева?

В степях среди киргизов были профессиональные пев­цы-поэты. Они разъезжали по аулам и под аккомпане­мент домбры пели панегирики в честь местных богачей. Богачи щедро дарили их. Тех, кто скупился на подарки, певцы остроумно высмеивали, и долго на скупца сыпались насмешки. Большею частью поэты были неграмотны; поэтому их стихи забывались, если только кто-нибудь не записывал или же поминал их. Пели экс­промтом, вдохновляясь только домброй. Хотя киргизы охотно слушали стихи, втайне однако презирали поэтов, называя их нищими; и вообще были о них невысокого мнения. Тем не менее, когда в ауле появлялся певец, весть об этом быстро распространялась в окрестных аулах.

Вечером киргизы вереницами шли к тому аулу, где гостил певец. Хозяин дома, как бы он ни был беден, за­калывал ради певца барана; он гордился, что у него ос­тановился певец. Юрта наполнялась слушателями. Хо­зяин вежливо намекал, что собравшиеся гости просят сыграть что-нибудь. Певец берет домбру, молча и долго настраивает ее, потом начинает петь.

Сначала он поет любовные песни, потом «Кысса» или произведения какого-нибудь поэта (раньше киргизы увле­кались «Кыссой», особенно из истории завоеваний ара­бов). После отъезда «ахына» песни распевались памят­ливой молодежью.

Так распространяли певцы и произведения Абая.

Стихи Абая особенно привлекали слушателей. По со­держанию они все взяты из жизни народа и художест­венны по форме.

Когда певец начинает петь насмешливые стихи Абая, слушатели оживают; они находят у себя или у другого те или другие недостатки, остроумно подмеченные Абаем.

Постепенно веселый смех умолкает, слушатели заду­мываются. Наоборот, настроение слушателей поднимает­ся, когда певец приступает к таким произведениям Абая, как например: «Охота с орлом на лисицу», «Красота женщины», стихи, посвященные природе, любви и т. п.

В стихах Абая нет лишних слов, как у других кир­гизских поэтов, которые в погоне за рифмой загромож­дают тему стихотворения вставными эпизодами и моти­вами. (Такие стихи Абай называет стихами в заплатах). У Абая слова на своем месте; каждое слово имеет свой глубокий смысл. Киргизы прекрасно понимают достоин­ства его произведений, поэтому слушают с интересом, хотя Абай беспощадно высмеивает и порицает их, иног­да даже проклинает за беспечный образ жизни.

  Многие стихи Абая затерялись. Он имел обыкнове­ние писать на первом попавшемся клочке бумаги, когда осеняло его вдохновение и отдавал написанное тому, кто попросит или какому-нибудь певцу.

После его смерти из собранных листов составилась небольшая книжка стихотворений. Возможно, однако, что многие листы пропали.

Восточный сборник в честь

А. Н. Веселовского. М., 1914. – С.224-230.



[1] Герасимов Б., Михаэлис Е. П. Записки Семипалатинского подотдела. Выпуск ҮІІ. – С. 1-2.

[2] Об этом вспомнил поэт в предсмертном стихотворении «Пожалейте меня!» Обращаясь к молодежи, он как бы предчувствует упреки, которые будут сыпаться на него.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
facebook twitter Vkontakte Mail.ru
Баннеры