Рубрики
Календарь
Май 2019
M T W T F S S
« Jun    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Опросы

Как вы оцениваете наш сайт?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 На сегодняшний деньсоциально-психологическая служба школы может сыграть глобальную роль в развитии ценностных ориентаций старшеклассников. Юношеский возраст наиболее благоприятен для формирования направленности личности, в частности в области профессиональных ценностей, а также ценности дружбы, общения и межличностных отношений в целом. В этом возрасте, у юношей и девушек закрепляются основные представления о будущей желаемой профессии, о том, как выглядит идеал семьи и дружеских отношений. И здесь важна личность психолога и социального педагога,которые формируют целенаправленно его жизненные установки, собственные ценностные ориентации.

Мы рассмотрим основные формы проведения коррекционных занятий и подборку фильмов,  формирующие ценностно-смысловые ориентации старшеклассников. Занятия  могут быть организованы как индивидуально, так и в малых группах (во время факультативных занятий). Для некоторых форм больше подходит фронтальная работа (например, для воспитательных мероприятий общешкольного уровня).

Табл. 1 – Формы и методы работы с ценностно-смысловыми ориентациями (ЦСО) старших школьников

Напра-

вления

Предполагаемые темы работы с ЦСО и что при этом формирует у человека Особенности аудитории и методические рекомендации
Кино-

терапия

  • 12 разгневанных мужчин/ 1957 г., США / 96 мин.

Формирует терпимость, ответственность за принятое решение, влияние личных проблем на принятие решений, конформизм, способность отстаивать свою точку зрения

  • Амели / 2001 г., Германия, Франция / 122 мин.

Формирует бескорыстие, стремление сделать добро.

  • Босиком по мостовой / 2005 г., Германия/ 118 мин.

Формирует понятие, что такое любовь, ответственность за другого человека.

  • Высший балл/ 2004 г., США, Германия / 93 мин.

Отношение к ситуации экзамена. Проблема сдачи ЕГЭ.

  • Двухсотлетний человек / 1999 г., Германия США / 132 мин.

Человечность, целеустремленность, терпимость. Жажда жизни.

  • Джуно / 2007 г., США, Канада / 96 мин.

Ранняя беременность и суррогатное материнство. Проблема неполных семей. Брак как социальный институт.

  • Знакомьтесь, Джо Блэк / 1998 г., США / 178 мин.

Ценность жизни, любовь, готовность на жертву.

  • Класс / 2007 г., Эстония/ 99 мин. (Примечание: Этот фильм подходит не для каждой группы старшеклассников).

Противостояние социальной среде. Выбор между принадлежностью к группе и своими ценностями. Проблема школьного насилия.

  • Клуб «Завтрак»/ 1985 г., США / 97 мин.

Проблемы взросления. Подростковые проблемы, с которыми не считаются взрослые.

  • Лекарство/ 1995 г., США / 99 мин.

Дружба. Ценность жизни.

  • Реквием по мечте/ 2000 г., США / 102 мин.

Причины зависимого поведения (в т.ч. от ПАВ). Наркозависимость – сила или слабость.

  • Свои дети / 2007 г., Россия / 91 мин.

Принятие другого человека. «Свои» и «чужие» люди. Отношения в семье.

  • Трасса 60/ 2002 г., США / 116 мин.

Решения, которые мы принимаем.

Желания, с которыми надо быть осторожнее, потому что они могут исполниться.

Как идти за своей мечтой и слушать себя.

Кто делает выбор в нашей жизни. Ответственность за свой выбор.

Особенности подбора фильма под аудиторию:

  1. Фильм должен затрагивать актуальную для подростков тему
  2. Фильм должен быть интересным
  3. Фильм должен быть не слишком длинным и довольно динамичным
  4. Фильм не должен быть жестоким, банальным, “затертым” показами по телевизору
  5. Перед встречей ведущий должен сам несколько раз посмотреть фильм, наметить возможные темы для дискуссии, оценить актуальность и доступность фильма для ребят.
  6. Важно учитывать продолжительность просмотра и время, оставленное для обсуждения.
  7. Просматривая фильм, важно особое внимание уделить тому, есть ли в фильме сцены, не предназначенные для показа подросткам (жестокость, насилие, секс, употребление наркотиков, ненормативная лексика).
  8. Если все-таки фильм показывается, то любые агрессивные сцены требуют серьезного обсуждения с участниками, к которому ведущему важно быть готовым и, если необходимо, самому стимулировать это обсуждение.

 

Библио-терапия

Рекомендуемые книги

О жизни в целом, любовь в жизни:

  • Грин Александр. Алые паруса. Бегущая по волнам.
  • Каверин Вениамин. Два капитана.
  • Коэльо Паоло. Алхимик.
  • Лессинг Дорис. Любовь, опять любовь; Лето перед закатом
  • Лукьяненко Сергей. Книги о Дозорах.
  • Маккалоу Колин. Поющие в терновнике.
  • Митчелл Маргарет. Унесенные ветром.
  • Осеева В. Динка.
  • Саган Франсуаза. Здравствуй, грусть.
  • Сухинина Наталья. Какого цвета боль?
  • Фраерман Р. Дикая собака Динго, илиПовесть о первой любви
  • Цвейг Стефан. Нетерпение сердца.
  • Шоу Бернард. Пигмалион.
  • Боучкова Тереза. Год петуха
  • Вестмакотт Мэри (Кристи Агата).

Детско-родительские отношения:

Дочь есть дочь

  • Улицкая Л. Медея и ее дети
  • ШатлеНоэль. Дама в синем
  • Щербакова Г. Вам и не снилось.
 

В зависимости от цели занятия, подбирают художественное произведение, соответствующее требованиям:

  1. Высокийхудожественный уровень;
  2. Духовнаяблизость героев произведения школьников;
  3. близость ситуаций, описанных в книге,к переживаниям школьников;
  4. Побуждение клиента к позитивным действиям, борьбе, отыскиванию в себе духовных сил;
  5. Избегание сюжетов, в которых успех к герою приходит случайно, утомительных и путаных философских книг, не рекомендуется сентиментальная литература и литература ужасов;
  6. Рекомендуется использовать сатирическую и юмористическую литературу, помогающую получить положительные эмоции;
  7. Рекомендуется научно-популярная литература, призванная дать общее представление об областях знания, проблемы в которых испытывает клиент;желательно использовать популярнуюв данной методике литературу – морально-бытовые повести, книги о путешествиях;

8.Хороший эффект дает серия “Жизнь замечательных людей”, в которой описаны жизненные трудности и их преодоление выдающимися людьми, а школьник идентифицирует себя с героем;

  1. Произведения не должны быть: объемные и изучаемые в школе.

 

Целенаправленная актуализация старшеклассниками знаний о необходимости реализации в своем поведении определенной системы ценностей и тем самым осознание себя субъектом исторического процесса, творцом “должных” нравственных отношений становится источником самоуважения, достоинства и нравственной активности личности, что является одной из главных задач воспитательного процесса XXI века.

Таким образом, система формирования ценностно-смысловых ориентаций включает в себя:Во-первых, актуализацию всех источников нравственного опыта учащихся. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности учащихся.

М.А. Литвинова, З.М. СадвакасоваКазНУ аль-Фараби,

кафедра педагогики и образовательного менеджмента ФФиПг.Алматы, Казахстан

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
facebook twitter Vkontakte Mail.ru
Баннеры